Кабачо́к «13 сту́льев» — эстрадно-развлекательная юмористическая телепередача Центрального телевидения Гостелерадио СССР, выходившая в эфир с 16 января 1966 года по 4 октября 1980 года. Местом действия программы являлось польское кафе (кабачок).
Главные роли завсегдатаев кабачка исполняли в основном артисты Театра сатиры. Главным режиссёром передачи был Георгий Зелинский. За 15 лет в эфир вышло 133 выпуска. Съёмки были прекращены в октябре 1980 года после обострения политической обстановки в Польше.
История
М. П. Карцов:
Идею передачи первым высказал актёр Александр Белявский, в то время участвовавший в съёмках знаменитого польского многосерийного фильма «Четыре танкиста и собака».
Набирали силу эстрадные программы, среди которых вскоре выделился своеобразный театр миниатюр «13 стульев». Много лет спустя в печати промелькнуло сообщение, что название это предложил какой-то телезритель. Дело было иначе, знаю это как руководитель литературной редакции, где и родилась эта программа. Разработал её наш редактор, выпускник ВГИКа Анатолий Корешков. С большим вкусом он отбирал миниатюры из зарубежного юмора, для чего ездил в социалистические страны. Наши авторы создавали новые шутливые номера. Решили назвать передачу «Кабачок „12 стульев“». И вот, когда премьера была почти готова, один из редакторов нашей «литдрамы» перешёл в «Литературную газету» и там с единомышленниками незамедлительно «открыл» на 16-й полосе поныне известный клуб «12 стульев». Что тут скажешь? И тогда на «кухонном» совещании у меня дома родился вариант — «Кабачок „13 стульев“». Такое название всех устроило — и зрителей, и исполнителей. И стульев первоначально действительно насчитывалось 13. Собственно, это был Всесоюзный телевизионный театр миниатюр, который пользовался успехом и у зрителей всех социалистических стран. Никаких обид поляков на какие-то «антипольские» сюжеты не существовало. Напротив, авторы и исполнители этого представления стали не только постоянными гостями посольства ПНР, но и получили даже награды Сейма.
Передача имела огромную популярность, а её участников чаще называли по имени персонажей «Кабачка», чем собственными именами. Известно, что большим её любителем был Генеральный Секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, по возможности не пропускавший ни одной серии.
Валентин Плучек, главный режиссёр Театра сатиры, труппе которого принадлежало большинство завсегдатаев «Кабачка», совершенно не переносил этих телевизионных постановок, но не мог ничего поделать с популярностью передачи.
Михаил Державин так отзывался о Кабачке:
Это была первая народная телевизионная передача с постоянными героями, с единством места, композиции, стиля. Для большинства телезрителей наши дурашливые, порой наивные сценки и репризы служили своего рода отдушиной в их зарегламентированной жизни, оазисом, светом в телевизионном окошке, обычно зашоренном глухим официозом.
Факты
Первые выпуски программы выходили под названием «Добрый вечер».
«Кабачок „13 стульев“» явился рекордсменом продолжительности среди телевизионных сериалов в истории СССР по количеству серий (133) и хронометражу (~145 часов эфирного времени).
Музыкальную заставку «Кабачка» исполнял оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением Вадима Людвиковского.
В 1976 году, к 10-летию программы, польское правительство присвоило всем участникам и руководителям передачи звание «Заслуженный деятель культуры Польши».
В 1986 году артистов-участников «Кабачка» собрали в эстрадно-развлекательной программе «Золотая рыбка». Артисты делились воспоминаниями, смотрели «вместе с телезрителями» фрагменты передачи «Кабачок 13 стульев». Этот выпуск программы «Золотая рыбка» в 2009 г. вышел на DVD-диске кампании «Мастер Тэйп».
В выпуске программы «Сегодня вечером», посвященном «Кабачку», Владимир Долинский рассказал, что имя его персонажа — пан Пепичек — было придумано на основе прозвища Долинского (Пепа). Правда, потом выяснилось, что Пепичек — не польское, а чешское имя (уменьшительное от «Йозеф»). Некоторые другие персонажи, как сообщил в одном из выпусков пан Ведущий (Александр Белявский), были взяты из сатирических журналов социалистических стран: например, пан Директор и пани Тереза — из польских «Шпилек», пан Владек — из журнала «Рогач» (ЧССР), а пани Моника — из восточногерманского журнала «Ойленшпигель».
В повести «Сто лет тому вперёд» Коля Наумов торопится из будущего домой, чтобы посмотреть «Кабачок 13 стульев». Также указано время выхода передачи в эфир («Ведь ещё придётся флипать через полгорода, а в восемь часов начнётся „Кабачок“»).
В мюзикле «Старые песни о главном-2», посвящённом 1960-м годам, был блок «Кабачка». Помимо основных участников передачи — Натальи Селезнёвой, Ольги Аросевой, Михаила Державина, Спартака Мишулина, Рудольфа Рудина и Зиновия Высоковского — снимались также Филипп Киркоров (пан Певец) и Лайма Вайкуле (пани Лайма).
В собрании Гостелерадиофонда России сохранилось всего лишь 11 выпусков передачи. Столь малое количество сохранившихся материалов объясняется отсутствием видеозаписи до 1969 года, когда выпуски приходилось пускать либо в прямом эфире, либо снимать на киноплёнку, и дефицитом видеоплёнки, на которую записывали передачу после 1969 года.
7 чёрно-белых и цветных выпусков «Кабачка» были выпущены на лицензионных дисках компании «Твистер» в 2005 году. Имеется и переиздание.
В начале 1980-х годов была попытка возрождения передачи под новым названием «Кругом 16» с теми же актёрами, но с другими персонажами.
Место действия — новый экспериментальный необыкновенный дом в процессе приемки его у строителей. Приемку производит некая комиссия некоего Управления, которое находится в этом доме на первом этаже. Всего в доме — 16 этажей. В комиссии — 16 членов, на 16-м этаже расположен холл (место отдыха жильцов), а в центре холла — невысокий торшер замысловатой формы с 16 плафонами. При ближайшем рассмотрении торшер оказывается люстрой, место которой, ясное дело, не на полу. А паркету, напротив, место как раз на полу, однако в некоторых квартирах 16-го этажа он обнаружен на потолке. Странности эти — следствие перевернутого штампика на чертежах, в результате чего 16-й этаж выстроен вверх ногами. С люстрой на полу еще как-то смириться можно, но когда с потолка свисает ванна — фраза «кругом шестнадцать» звучит весьма уместно.
Заселяют и принимают дом персонажи (добавим, все они собираются там долго жить и работать), чье присутствие число поводов для смеха значительно умножит…
Судя по небольшому количеству выпусков, новый телеспектакль успеха у зрителей не имел. Кроме того, передача была подвергнута критике в СМИ:
После кончины незабвенного сериала телевизионного театра миниатюр с участием импортных персонажей на наших экранах появился остро ощутимый дефицит на комических чудаков. Другие телеспектакли этот пробел восполнить явно не могли: в них попадались либо комические умники, либо чудаки, но серьёзные. Телевизионная литдрама развернула целенаправленные поиски.<…>
Бывший редактор бывшего сериала А. Корешков написал сценарий, а постоянный режиссёр телетеатра Г. Зелинский одарил зрителей спектаклем «Кругом — шестнадцать». Не мудрствуя лукаво, авторы перенесли почивших импортных персонажей в наш родной 16-этажный небоскрёбик, нарекли нашими именами и заставили работать вместо заграничного треста в отечественном учреждении. Всё остальное не изменилось. Директор, названный теперь товарищем Кукиным (его играет, естественно, С. Мишулин), всё так же суетлив, недалёк и поэтому в тех же нелепых ситуациях вечно садится в лужу. В этом ему помогают счетовод… простите, теперь уже главный бухгалтер Сумеречный (естественно, В. Байков) и секретарша Изабелла (само собой, Н. Селезнёва). Сходят с ума от бытовых неурядиц телевизионные супруги — З. Зелинская и Р. Ткачук. Спортсмен переквалифицировался в тренера, которого с тем же успехом и почти тем же текстом сыграл Ю. Волынцев. И только персонажи Б. Рунге и З. Высоковского претерпели солидные изменения: первый лишился бороды и стал врачом, второй лишился своих зайцев и начал употреблять юридические термины. Всё это действо перемежалось песнями в исполнении А. Жмаковой, любимой вокалистки литературно-драматической редакции (она резвилась и среди импортных чудаков, и в «Золотой рыбке». А в итоге вышла ещё одна встреча со старыми-старыми остротами. Запоминающаяся встреча, ничего не скажешь!
Участники Кабачка «13 стульев»
Актёр / актриса Персонаж Годы участия
Александр Белявский пан Ведущий 16 января 1966 — март 1967
Андрей Миронов пан Ведущий март — апрель 1967
Михаил Державин пан Ведущий 30 апреля 1967 — 4 октября 1980
Даниил Каданов пан Директор 1966, 1973 год
Спартак Мишулин пан Директор 1966 — 1980
Виктор Байков пан Вотруба (счетовод) 1966 — 1980
Валентина Шарыкина пани Зося (первая официантка кабачка) 1966 — 1980
Ёла Санько пани Ванда (вторая официантка кабачка) 1960-е — 1970-е
Евгений Кузнецов пан Юзеф (первый бармен кабачка) 1966 — 1973
Владимир Козел пан Беспальчик (второй бармен кабачка) 1973 — 1980
Ольга Аросева пани Моника 1966 — 1980
Борис Рунге пан Профессор (Пётр, старый знакомый пани Моники) 1966 — 1980
не появлялся в кадре пан Бонифаций (муж пани Моники) 1966 — 1980
Ольга Викландт пани Птушек (заклятая подруга пани Моники) 1960-е — 1970-е
Елена Облеухова пани Ева (племянница пани Моники) 1970-е — 1980
Зоя Зелинская пани Тереза 1966 — 1980
Роман Ткачук пан Владек (муж пани Терезы, экономист треста) 1966 — 1980
Наталья Селезнёва пани Катарина (дочь пана Вотрубы) 1966 — 1980
Юрий Волынцев пан Спортсмен (Збышек Молоткевич, жених пани Катарины) 1966 — 1980
Виктория Лепко пани Каролинка (дочь пани Птушек) 1960-е — 1980
Виктор Зозулин пан Анджей (муж пани Каролинки) 1970-е — 1980
Ирина Азер пани Ольгица (дочь пани Моники) 1960-е — 1980
Зиновий Высоковский пан Зюзя (прозаик) 1967 — 1980[11]
Рудольф Рудин пан Гималайский (руководитель трестовского театра) 1968 — 1980
Владимир Долинский пан Пепичек 1966 — 1973
Владимир Кулик пан Регулировщик 1960-е — 1970-е
Юрий Соковнин пан Юрек (таксист) 1966 — 1980
Георгий Вицин пан Одиссей Цыпа (критик) 1960-е — 1970-е
Юрий Авшаров пан Кошон 1960-е — 1970-е
Вячеслав Шалевич пан Поэт 1960-е — 1970-е
Нина Корниенко пани Муза 1970-е
Татьяна Пельтцер пани Ирена 1966 — 1970-е
Наталья Богунова пани Гелена 1974 — 1975
Виктор Рухманов пан Изобретатель 1960-е
Борис Новиков пан Специалист 1960-е — 1970-е
Георгий Тусузов пан Пепусевич (руководитель оркестра) 1966 — 1970-е
Георгий Менглет пан Мамонт Маломальский (директор кинообъединения) 1960-е — 1970-е
Антонина Жмакова пани Беата (актриса из театра пана Гималайского) 1970-е — 1980
Олег Солюс пан Пузик (владелец гостиницы в тресте) 1966 — 1970-е
Юрий Сагьянц пан Казимеж Трепыхальский (страховой агент) 1970-е — 1980
Лилия Юдина пани Люцина (невеста пана Директора, бывшая цирковая артистка) 1969 — 1970
Лидия Савченко пани Марыля (невеста пана Директора) 1978
Екатерина Васильева пани Эльжбета (жена пана Директора) 1978 — 1980
Татьяна Жукова-Киртбая пани Ядвига (сестра пани Эльжбеты) 1978 — 1980
Георгий Шахет пан Марек (муж пани Ядвиги) 1978 — 1980
Готлиб Ронинсон пан Станислав (дядюшка пани Эльжбеты) 1978 — 1980
Олег Вавилов пан Збышек (племянник пана Станислава) 1978 — 1980
Александр Галевский пан Войцех (кузен пани Эльжбеты) 1978 — 1980
Татьяна Горностаева пани Ева (секретарша пана Директора) 1970-е — 1980
Екатерина Богунова пани Кристина 1960-е — 1970-е
Эдда Урусова пани Данута 1970-е
Инна Ульянова пани Крапидловская (нет в титрах) 1977 — 1980